1. Общие сведения об алалии. Из истории изучения алалии. Различные подходы к классификации алалии. Варианты моторной алалии. Проблемы дифференциальной диагностики алалии. Характеристика речевого развития детей дошкольного возраста с алалией. Особенности моторного и когнитивного развития детей дошкольного возраста с алалией. Индивидуализация обучения детей с алалией.
2. Методы комплексного обследования при алалии. Методы исследования устной речи. Методы диагностики психомоторного и когнитивного развития.
3. Моторная алалия. Моторная алалия как системное недоразвитие речи. Специфика коммуникативной функции речи при моторной алалии. Обследование ребенка с моторной алалией. Система коррекционно-логопедической работы при моторной алалии. Логопедическая коррекция алалии. Логопедическое заключение при моторной алалии. Методика коррекционной работы при экспрессивной (моторной) алалии. Принципы, методы, этапы и направления коррекционно-развивающей работы.
4. Сенсорная алалия. Механизм сенсорной алалии. Особенности понимания речи при сенсорной алалии. Особенности слухового внимания, восприятия и высшего слухового анализа, и синтеза при сенсорной алалии. Специфика экспрессивной речи при сенсорной алалии. Сенсорная алалия и сенсорно-акустический синдром вторичного характера при различных речевых нарушениях. Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и снижения слуха. Обследование слуха говорящих детей. Обследование слуха неговорящих детей. Диагностически значимые показатели отличия сенсорных алаликов от слабослышащих.
5. Проблемы изучения познавательной деятельности детей с алалией.
6. Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия.
7. Формирование речевой деятельности у алаликов. Характеристика структуры дефекта у неговорящих детей. Задачи, принципы и направления логопедической работы с неговорящими детьми. Информационные технологии в логопедической работе с неговорящими детьми. Использование психосоматической гимнастики и ритмики в логопедической работе с неговорящими детьми. Арттерапевтические технологии в работе с безречевыми детьми. Значение сенсомоторного воспитания в коррекционно-логопедической работе с безречевыми детьми. Технологии формирования лексической стороны речи у неговорящих детей. Формирование звукослоговой структуры слова у неговорящих детей. Формирование предпосылок грамматического строя языка у неговорящих детей. Семейное воспитание неговорящих детей, стимуляция речевого развития ребенка родителями.